Ленин в Словакии

После итальянских Доломитовых Альп и перед русским Кавказом, захотелось побродить нам по приятным местам ближнего к нам зарубежья – Высоким Татрам, а заодно разведать обстановку на предмет зимнего горнолыжного отдыха.

Итак, старт был дан в конце июля: загрузившись в относительно дешевый поезд  (~20 евро за место), мы помчались в заранее забронированный гостевой домик (24 евро за шикарный номер), а по сути, обычный жилой дом в поселке Strba zastavka.  Приехали мы скорее вечером, чем днем и поэтому решили разведать столицу Татр — Попрад (электричка туда обратно  3,6 евро). Попрад встретил нас легким дождем, пустыми улицами и развлекательным центром, в котором, судя по всему, все население города и было. Отведав неплохую пиццу, которую пекут в печах прямо на твоих глазах, и купив шикарного соленого словацкого сыра с вином, мы решили сделать еще один круг по небольшому Попрадскому центру и отправиться готовиться к завтрашнему раннему подъему.

Poprad without people

Безлюдный центр Попрада.

Утром мы прогулялись до станции Strba (что в 3,5 километрах от Strba zastavka), откуда прекрасный вагон по зубчатой железной дороге (1 евро за место) увез нас в туман, за которым проглядывались вершины Высоких Татр и Strebsko Pleso. Так как прибыли мы ранним утром, наши апартаменты еще не были открыты (остановились мы в самом дешевом жилище, которое не такое уж и дешевое — 40 евро за суровый номер), поэтому мы прямиком отправились в горы. Здесь необходимо сказать, что время для поездки мы выбрали наиудачнейшее: всю неделю были дожди, холод и туман, и, как результат, переполненные туристами в хорошую погоду горы были относительно пусты. Еще одной прелестью Татр оказалось то, что горы, в целом, не высоки, а значит идеально подходят для тренировки вертикального километра по относительно не сложному рельефу с уклоном больше 45% градусов только на коротких участках.

Зубчатая железная дорога

Непосредственно механизм зубчатой железной дороги)

Стебско Плесо в тумане

По пути на Кривань — Strebsko Pleso!

Тропа на гору Кривань

Молоко

Первой нашей целью стала гора Kriváň (2494), подъем до которой как раз порядка километра от поселка. Путь лежит по прекрасным дорожкам вдоль озера, затем по лесу и выходит на отличные каменистые тропы. Екатерина, как и всякий порядочный человек, дойдя до начала крутого подъема, сказала, что в снег и туман никуда не полезет. Мужская же часть нашей команды, почувствовав конкуренцию в лице пробегающего мима скайранера и сев ему на хвост, очень резво скакала по скользким камням и в итоге забралась на вершину за 3 часа от поселка.

На обратном пути, почувствовав силу и опыт, я направился вниз самостоятельно, уводя за собой немногочисленных туристов, которые были рады случайному и уверенно скачущему гиду. Гид же, к сожалению, уверенно ускакал не туда, куда надо, уводя, соответственно, за собой словацких туристов. Так что, отдав свой долг делу Ивана Сусанина (возможно, группа туристов была как раз из Польши, которая благо не далеко), я полез обратно в поисках правильной дороги, в след мне летели всяческие угрозы и оскорбления, способствуя скорости скалолазания.

Strebsko Pleso

Все то же Strebsko Pleso, но уже вечером по дороге в поселок

В ШТребском Плесе

Малые архитектурные формы поселка

Вернулись в поселок мы еще до закрытия магазинов и успели оценить замечательный горный outlet: действительно дешевые и качественные товары. Как водится, устоять не представлялось возможным, и спать мы отправились уже с новыми легкими горными женскими ботинками. Предварительно мы, конечно, поужинали непосредственно под открытым небом гуляшом с пивом и накупили горных чаев и сыров на завтрак.

Ноша Шерпы в Словакии

Приют под Rysy является самым высокогорным в Словакии и не оснащен подъемниками. Поэтому продовольствие доставляется шерпами, которые несут вот такую ношу.

Следующей нашей целью стала самая высокая точка Польши и при этом, наверное, самая знаменитая гора в Татрах — Rysy (2499): и Ленин на неё ходил (на самом деле, как нам потом сказали словаки, никуда он не ходил), и мадам Кюри ходила, и много кто еще. Подъем на гору все так же приятен на подходах, хоть и более продолжителен. Чуть выше есть пара небольших наклонных скользких участков, которые провешены цепью (возьмите обязательно перчатки, наверху даже летом довольно холодно и снег, а помощь рук необходима практически везде).

Внизу, каждый желающий может захватить на Рыси 5-10 кг. веса, за что перед вершиной в приюте получить чаю!

Внизу каждый желающий может захватить на Рыси 5-10 кг. веса и получить за это в приюте перед вершиной чай (при этом, скорее всего, еще и не Татра чай, а обычный безалкогольный)!

Дорога на г. Рыси.

Поднимать этот вес предлагают вот по такому ландшафту

Остановка в высоких Татрах

С юмором у словаков все в порядке: перед приютом расположена остановка по требованию)

Поднимались мы ранним утром и перед заключительным рывком зашли погреться в пустующий приют, чтобы прицениться к послевершинной трапезе. На обратном пути в приюте не было места настолько, что не то чтобы найти сидячее место, но и стоять было затруднительно. Мы же, изголодавшись, все равно решили воспользоваться местным сервисом, купили наваристого супа (3 евро за полулитровую чашу полную мяса) и, протиснувшись в самый угол, отмерзали и размышляли о том, как все-таки нам повезло с погодой, которая нам подарила несколько часов холодного, зато одинокого блуждания в горах.

Далее мы спустились в уже родное Strebsko Pleso, наведались на местный базар, где накупили горных сувениров, и нашли отменное место с более чем приземленным ценником на местную кухню (галушки с пивом за 4 евро). И-таки да, подкупает в Словакии широкий диапазон целевых групп. В том же Strebsko Pleso и отели, и рестораны, и магазины есть на любой кошелек: от толстого крокодиловой кожи из Мюнхена до нашего побледневшего арбуза.

Высшая точка Татр

Вот так вот выглядит высшая точка Татр и Катя на высшей точке Татр

Катя в Татрах

Вот так вот выглядит Катя, которая спустилась с высшей точки Татр

чудный Липтовски Микулаш  2016

Чудный Липтовски-Микулаш во всей свей летней красе!

Затем мы направили свои уставшие стопы обратно на поезд до Strba, где по заселению в очередной отель нас напоили чаем и замечательными коктейлями, побаловали историями на словацком и уже совсем сонными отправили спать, сказав, что завтра довезут до станции на машине. В заключительный день мы отправились в Liptovský Mikuláš, дабы погреться в горячих источниках в местном (самом большом, как водится) аквапарке. За это удовольствие мы заплатили 21 евро, о чем ни разу не пожалели: выбор горок там не очень большой, зато бассейны с термальной водой и баскетбольными кольцами, а также батуты для взрослых покорили наши сердца. Пожалели мы потом только о том, что за горками и бассейнами совсем забыли сходить за фототехникой и не сделали ни одной фотокарточки этого чудного места.

В целом по эмоциям, сервису и цене, регион Татр пока занимает первое место в списке наших поездок. Горы на любой вкус: от совсем легких треккингов, до категориальных вершин. По атмосфере Словакия гораздо больше Европа и, одновременно, как это ни парадоксально, гораздо больше постсоветское пространство, чем Чехия. Но, как водится, платить за это приходится наличием большого количества туристов, которые слава холоду, менее активны в туман.